Дислексия и дисграфия

Дислексия и дисграфия

Дислексия и дисграфия - нарушения чтения и письма, довольно распространенные небольшие отклонения у детей, очень легко корректируются. 

Малыш отправился в школу, а вместо долгожданных «хорошо» и «отлично» затруднения с чтением и письмом? Родители, не спешите обвинять себя или педагогов. Дисграфия и дислексия - частые варианты нарушения речевого развития. «Дисграфиков» и «дислексиков» в школе ругают учителя, дома - родители, дразнят сверстники. Что же это? 

Дислексия в психоневрологии - это нарушение чтения. Такие дети пропускают звуки, добавляют ненужные, меняют буквы местами, скорость чтения у них невысокая. Страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки, использовать их в собственной речи. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты и выполненные упражнения содержат много грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, страдает почерк. Неужели закостенелые двоечники? Нет, их проблема, имеющая медико-психологические корни, действительно серьезна.

Причины дислексии и дисграфии

Дисграфия и дислексия обусловлены нарушениями речевого развития, ведь обучение чтению и письму связаны с проговариванием. Практически все недостатки речевого развития, связанные с использованием средств языка (звуков, слов, грамматических правил) препятствуют переходу на новый уровень восприятия информации посредством прочтения и написания. 

Второй источник описываемых проблем – особенности организации мышления. Ребенок должен дозреть до периода усвоения абстрактных знаний. Если он не прошел путь рисования, извлечения геометрической формы из разных предметов и т.д., то учить его читать, писать не только не нужно, но и вредно, т.к. незрелые нервные клетки, ответственные за чтение, подвергаются насилию. Итогом может быть невроз и потеря тех навыков, которые ребенок должен приобрести в раннем детстве.

Профилактика дислексии и дисграфии

Еще 30-40 лет назад приход «неграмотных» 7-летних детей в школу только приветствовался. Теперь же положение изменилось. Огромный поток информации, поступающий из разных каналов цивилизации, ускоряет созревание. Читающие 5-6 летние дети уже норма, более того - требование современных школ.

Однако с детьми, которые развиваются не по возрастным нормам, дело обстоит иначе. Следует учитывать, что освоение письменной речи требует включения разных каналов деятельности: 

  • нужно овладеть зрительными образами букв (оптически), 
  • услышать, какому звуку какая буква соответствует, 
  • понять, что в некоторых буквах содержится два звука (дифтонги). 

Для прочтения текста необходимо уметь передвигать взор вдоль строки, переводить его со строчки на строчку, для навыка написания - освоить чрезвычайно сложные правила орфографии, запомнить то, что нельзя «вывести» мыслительным путем.

Дислексия и дисграфия нуждаются в логопедических занятиях, на которых используются специальные методы формирования навыков письма и чтения.


Возврат к списку

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Необходимо проконсультироваться со специалистом
Яндекс.Метрика