Афазия

Афазия - это полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями коры больших полушарий головного мозга, чаще всего возникает после перенесенного инсульта, опухолях мозга или черепно-мозговой травмы. Ее развитие зависит от локализации мозгового поражения. Афазия бывает различных форм и степени тяжести — от незначительных затруднений в артикуляции или названии предметов до полной потери понимания речи или речевого выражения мысли.

Формы афазии

В первые дни после нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства у больных могут проявляться в форме афазии тотальной: больной не говорит и не понимает обращенной к нему речи. Тотальная афазия через несколько дней или недель может смениться сенсорной или моторной афазией: больной начинает понимать обращенную к нему речь, но общается с окружающими при помощи речевого «эмбола» — стереотипно повторяющегося звукосочетания, слога или слова, иногда хорошо интонируемого.

Существует несколько форм афазии, однако можно выделить две основных формы афазии:

• сенсорную
  • моторную

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия Вернике - это нарушение понимания речи, как чужой, так и собственной при сохранении способности говорить. Возникает при повреждении левой височной доли головного мозга. Как правило больной говорит довольно охотно и много, однако в связи с утратой понимания того, что он слышит, он не понимает ни себя, ни окружающих. Форма сенсорной афазии характеризуется двумя основными чертами:

• речь больного непонятная окружающим ввиду отсутствия в ней смысла (непонимание собственной речи приводит к потерю контроля над ней, больной изобретает новые слова, заменяет буквы или слоги в существующих, меняет слова местами, произносит несвязные между собой вереницы слов и предложений)
  • речь окружающих и собственная непонятна больному (в связи с нарушением восприятия звука, потерей различия звукового состава слов, больной не понимает смысла в том, что он слышит)

Моторная афазия

Моторная афазия Брока - это нарушение способности говорить при сохранении способности понимать речь. Возникает при повреждении лобной доли головного мозга (двигательного речевого центра Брока). Больной с трудом произносит или не произносит слова, в основном произносит простые слова или по слогам. Основными чертами формы моторной афазии являются:

• речь больного плохо различима, однако чаще понятна и имеет смысл, сопровождается красноречивыми жестами (больному с трудом дается произношение и переход от одного слова к другому)
  • речь окружающих для больного понятна хорошо

Лечение афазии

Лечение афазии в большинстве случаев проходит успешно. Существуют специальные программы восстановления речи при разных формах афазии, которые носят дифференцированный характер. Логопед в процессе индивидуальной работы с больными афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно - педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт.

Лечение афазии заключается отнюдь не только в восстановлении способности, но и в восстановлении пораженной части головного мозга, являющейся причиной расстройства речи.

Если у Вас или Ваших близких существуют проблемы с речью, запишитесь на консультацию к логопеду. В клинике «Ваше здоровье» прием ведет высококвалифицированный специалист, имеющий многолетний опыт работы по специальности «Логопедия»  Ротберт Элла Борисовна, которая поможет подобрать оптимальную методику  коррекции речи.

Выделяют несколько форм афазии, которые характеризуются нарушением либо понимания речи, либо ее воспроизведения. При тяжелых случаях афазии у человека нарушается способность как понимать  окружающих, так и говорить. Это речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста как следствие тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга.

У детей афазию диагностируют, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. При этом афазия приводит к нарушению дальнейшего ее развития, иногда к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации.

Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание  окружающих, невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.