Болезнь Паркинсона

Болезнь Паркинсона или так называемый «паркинсонизм» относят к ряду постепенно прогрессирующих неврологических заболеваний. Как показывает мировая статистика, ему подвержена старшая возрастная группа от 65 лет, но встречается и у лиц помладше. Ранний паркинсонизм отличается особым протеканием болезни и общей клинической картиной. Доля пациентов, получивших диагноз в преклонном возрасте, составляет примерно 3-4% от населения планеты, а заболевших от 40 до 65 лет – менее 1%.

Основной причиной болезни Паркинсона служат существенные изменения в выработке дофамина, нейромедиатора, который передает импульсы в головном мозге. Постепенное отмирание нервных клеток и нарушение выработки вещества приводит к заметному ухудшению регуляции движений и другим явным признакам наступления паркинсонизма.

Факторы, способствующие попаданию в группу риска:

• Атеросклероз. Проблемы с кровообращением, притоком крови к отдельным участкам мозга и впоследствии нежизнеспособность нервных клеток.
  • Гены. Ученые заметили, что в 15-20% случаев паркинсонизм имеет наследственный характер.
  • Наркотики. Употребление синтетических веществ (например, героина) потворствует приостановке производства дофамина.
  • Плохая экология. Загрязненная внешняя среда может повышать шансы перебоев с синтезом нейромедиаторов.
  • Интоксикация. Заболевания, связанные с почками или печенью.

Причины болезни Паркинсона досконально не изучены, но вышеперечисленные источники в совокупности могут увеличить вероятность получения диагноза.

Симптомы болезни Паркинсона

Пропорционально разрушению клеток растет и количество симптомов. Первыми звоночками называют нетипичные проявления: быстрая усталость; гипосмия; проблемы со сном на определенных этапах; апатия или депрессивное состояние; затрудненная и нечастая дефекация.

Разные стадии Паркинсона характеризуются следующими признаками и симптоматикой:

• Первая фаза. Сильная дрожь пальцев рук при тревоге, неторопливое развитие тремора в спокойных состояниях; осложненная двигательная активность руки.
  • Промежуточная фаза. Переход дрожания на всю конечность; тремор не прекращается при бодрствовании; отмечаются затруднения в мелкой моторике; возникает скованность в шейной области.
  • Вторая фаза. Тремор охватывает обе стороны тела, язык, челюсть; трудности при передвижении; замедленность речи; снижение мимики. Пациент еще способен совершать простые действия самостоятельно, но они ощутимо замедлены.
  • Третья фаза. Все бытовые дела (гигиена, переодевание) занимает в три раза больше времени, поэтому есть нужда в помощи и поддержке; мускульная ригидность (лицевые перестают работать, поэтому мимика практически отсутствует); сутулость; серьезные нарушения речи.
  • Четвертая фаза. Сложности при удержании равновесия, смене позы; падения; речь непонятная, окончания слов проглатываются; обслуживать себя уже невозможно.
  • Пятая фаза. Практически полная инвалидность; речь расшифровать нельзя; употребление пищи осложнено из-за нарушения глотания.

Диагностика и лечение болезни Паркинсона

Только опытный врач после консультации ставит окончательный диагноз болезнь Паркинсона. Выводы основываются на первичном осмотре, изучении предшествующей симптоматики, а также на результатах электромиографии и электроэнцефалографии, которые проводятся в нашей клинике. Первая процедура определяет первопричину дрожи в конечностях, а последующая регистрирует возможные сбои в деятельности мозга, подтверждая или опровергая предположения специалиста.

После финального заключения невролога и выявления стадии назначается лечение. В основу медикаментозного лечения входят препараты, содержащие леводоп, но на ранних фазах могут применять облегченные альтернативы. В особо запущенных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.

Не стоит забывать и о физической реабилитации с помощью оздоровительной специальной гимнастики. Не исключено, что потребуется психотерапия в связи со спецификой заболевания и склонностью к тревожности, депрессиям и прочим психическим расстройствам.