Лечение головокружений

Головокружение (вертиго) — одна из частых жалоб, с которыми пациенты обращаются к врачу. Вертиго представляет собой ощущение движений самого человека или окружающих предметов вокруг него.

Отдельный раздел нашего сайта посвящен причинам головокружений и симптомам.

Якупов Эдуард Закирзянович
10.00-16.00
Загидуллина Кристина Леонидовна
09.00-16.00
Казанцев Александр Юрьевич
16.00-20.00
Максютова Мадина Джаудатовна
в отпуске
Котников Дмитрий Валерьевич
17.00-20.00

Лечение головокружений

Лечение головокружений - намного важнее, чем кажется на первый взгляд! Начинается с первичной консультации врача.

Внимание! В «Нейроклиника профессора Якупова» прием ведет сертифицированный врач вестибулолог, владеющий специальными приемами коррекции вестибулярного аппарата. Диагностика проводится на высокоточном оборудовании  «Interacoustics» (Дания), не имеющим аналогов в клиниках Татарстана!

Порядок лечения головокружений следующий:

• Первичный прием
  • Диагностика
  • Консультация смежных специалистов (при необходимости)
  • Подбор метода и собственно лечение

1. Первичный прием

На первом приеме у специалиста Вы должны постараться представить врачу максимальный объем информации. Четкое описание симптомов поможет установить диагноз, определить направление дальнейших обследований и тактику лечения головокружений.

Например, Вам необходимо вспомнить:

• в какие моменты времени возникает головокружение;
  • чем провоцируется (изменение атмосферного давления, эмоциональное или физическое напряжение, предменструальный период);
  • какими симптомами сопровождается - тошнота, шум в ушах, повышение артериального давления, потоотделение, головная боль, падения и т.д.;
  • какие лекарства Вы принимаете или принимали в последнее время – побочные эффекты лекарственных препаратов так же могут быть причиной головокружения;
  • были ли недавно травмы головы или шеи - например, так называемая хлыстовая травма, часто случается при автомобильных авариях, когда при торможении или ударе машины голова резко отклоняется вперед или назад.

2. Диагностика головокружения

После сбора информации о вашем состоянии, измерения давления врач проведет ряд простейших проб для оценки функции равновесия.

Проба Ромберга.

Человек стоит, держа ступни вместе, закрыв глаза.

Нормальный человек стоит ровно, а пациент с головокружением отклоняется от вертикального положения, делая попытку скомпенсировать чувство движения, которое он ощущает.

Он наклоняется в ту сторону, на которой имеется поражение лабиринта.

Проба Унтерберга.

Человек стоит с закрытыми глазами, вытягивает руки вперед, держа их горизонтально.

Затем он ходит на одном месте в течение одной минуты, поднимая колени вверх насколько возможно.

Если имеется вестибулярное поражение, пациент вращается вокруг своей оси.

Проба Бабинского-Вейля.

Человек с закрытыми глазами делает несколько раз пять шагов вперед и пять шагов назад в течение 30 секунд.

Если имеется одностороннее вестибулярное поражение, маршрут пациента будет иметь форму звезды.

Указательная проба Барани.

Человек сидит на стуле перед каким-нибудь объектом.

Его просят закрыть глаза, несколько раз указать на объект.

Если функция лабиринта нарушена, у пациента возникает иллюзия движения объекта, и он промахивается.

Кроме этих проб, невролог вестибулолог «Нейроклиника профессора Якупова» проводит так называемые специальные диагностические маневры.

Видеонистагмография

В нашем центре доступен так же такой метод диагностики, как видеонистагмография.

Это метод записи и анализа нистагма, который применяется для точного выяснения причины вестибулярных нарушений, любых видов нарушения равновесия и головокружения. Видеонистагмография как метод исследования позволяет определить причину головокружения: связано ли головокружение с так называемым «шейным остеохондрозом», патологией головного мозга, либо вообще вызвано заболеванием внутреннего уха.

После первичного обследования выносит предварительный диагноз, назначает дополнительные исследования для уточнения диагноза.

3. Консультация смежных специалистов в лечении головокружений

Лечение вестибулярных отклонений варьируется в зависимости от диагноза. Нельзя лечить головокружение, не определив его причину. Только после выяснения причины осуществляется выбор стратегии лечения. При необходимости Вы получите консультации смежных специалистов (ЛОР-врача, кардиолога, офтальмолога) для подтверждения диагноза и назначения лечения головокружения без побочных последствий.

4. Методы лечения головокружений

В легких случаях симптомы болезни могут исчезнуть сами собой, когда вестибулярный аппарат или нервная система сами компенсируют причины, или исчезнет провоцирующий фактор. В серьезных случаях лечение головокружения может включать применение лекарственных препаратов, диет, специальных физических упражнений (вестибулярная гимнастика, лечебные маневры) или, в тяжелых случаях, хирургическое вмешательство.

Хирургическое лечение показано при опухолях головного мозга, если причиной вертиго является серьезная травма головы. Оперативное лечение головокружения является средством глубокого резерва и применяется в очень малом проценте случаев, когда симптомы настолько тяжелы, что являются практически непереносимыми, а эффект от других видов лечения отсутствует.

Мозг человека способен к адаптации к патологическим импульсам от вестибулярного аппарата. Ощущение головокружения постепенно притупляется и исчезает. При этом необходимо вести обычный, насколько это возможно, образ жизни в целях обеспечения нормального функционирования адаптационных механизмов. Разработаны специальные комплексы упражнений (вестибулярная тренировка), которые помогают развить способность контролировать состояние равновесия.

Однако не стоит забывать, что прописанный курс лечения может только снять симптомы. Убедится в том, что болезнь полностью вылечена, Вам поможет повторный визит в кабинет головокружений в  «Нейроклинике профессора Якупова».

г. Казань,
ул. Достоевского, 52