Нервозность и раздражительность

Нервозность и раздражительность – это реакции на внешние и внутренние раздражители. Их часто сопровождают головные боли, тревожность, апатия, бессонница, плаксивость и другие неприятные явления.

Раздражительность по пустякам может мешать вашей работе и общению с близкими, поэтому и нужно разобраться в ее причинах как можно скорее. Многие приписывают нервозность и раздражительность к чертам характера человека, не подозревая, что это следствие физиологические или психических расстройств организма.

Именно на психические и физиологические специалисты делят причины нервозности и раздражительности.

К психическим фактора относятся:

• Депрессия
  • Синдром хронической усталости
  • Нарушения сна
  • Наркотические зависимости
  • Отсутствие самореализации
  • Нервное истощение

К физиологическим причинам относятся:

• Гормональные сбои (особенно у женщин)
  • Некоторые инфекционные заболевания
  • Психические заболевания
  • Соматические заболевания

Как видите, к одному и тому же эффекту могут приводить совершенно разные причины. Врачи и психологи разделяют мужскую и женскую раздражительность, так как у разных полов она проявляется по-разному.

Нервозность и раздражительность у женщин

Даже в генетическом плане женщина гораздо более возбудима, чем мужчина. Психика женщин более активно реагирует на внешние раздражители, кроме того, в организме женщин постоянно происходят гормональные изменения. Если к ним добавить загруженность на работе и бытовые проблемы, то причина раздражительности и нервозности становится понятной.

Гормоны влияют на женскую психику в зависимости от цикла, в период беременности и после, в период климакса – то есть практически всю жизнь настроение женщины зависит от гормонального фона.

Если нервозность и раздражительность становятся проблемой для женщины и окружающих, если она наблюдает у себя также и сопутствующие симптомы расстройства, то необходимо обратиться к эндокринологу.

Нервозность и раздражительность у мужчин

Нервозность и раздражительность у мужчин носит «накопительный» характер и, к сожалению, «разрядка» эмоций случается именно в семье, даже если проблема не связана с домашними. Часто раздражительность у мужчин появляется из-за давления быта или проблем на работе. В таких случаях необходимо, чтобы человек сам осознал проблему, нужно оставить его одного, так как даже логичные доводы не помогут в состоянии сильного раздражения.

Если раздражительность и нервозность мужчины мешает его деятельности или отношениям с семьей, то рекомендуется обратиться к психологу, чтобы выяснить причину срывов.

Лечение нервозности и раздражительности

В основном лечение раздражительности проводит психолог или психотерапевт с помощью когнитивно-поведенческих методик. Специалист в первую очередь выявит причину нервозности и поможет вам справляться с приступами злобы, научит как нужно относиться к раздражителям и как их избегать.

Большое значение имеет и работа над собой. С помощью психолога вы должны будете научиться контролировать свои эмоции и в корне поменять взгляд на проблему.

Также скорее всего вам необходимо будет с помощью медикаментов привести в норму вегетативную системы, иммунитет, снять стресс. Для этого подходят успокаивающие средства и витамины. Хорошо помогает для снятия раздражительности установка правильного распорядка дня, рефлексотерапия, арт-терапия, аутотренинги.