Остеохондроз шейного отдела позвоночника

Остеохондроз шейного отдела позвоночника – это дегенеративно-дистрофическая патология, при которой страдают  позвонки, хрящевые диски и связки.  Если расшифровывать термин дословно, остео - обозначает «кость», хондроз – «хрящ». Т.е. шейный остеохондроз связан с изменением тканевых структур позвоночника, при которых межпозвоночные диски теряют свою функциональность, и попутно нарушается питание самих тел позвонков.

Шейный остеохондроз, симптомы и лечение которого мы будем сегодня рассматривать, является достаточно распространенным заболеванием. Если верить данным статистики, после 35 лет остеохондроз обнаруживается у 40 – 85% населения, независимо от уровня жизни и страны проживания. Доля патологий шейного отдела составляет до 30% всех выявленных случаев.

Чаще всего болезнь развивается в области С 5 – С 7, т. к. они являются самыми подвижными, могут быть вовлечены в болезненный процесс важные сосуды, питающие мозг.

Симптомы шейного остеохондроза

Симптомы шейного остеохондроза разнообразные, причем клинические проявления зависят от того, какой позвонок подвержен заболеванию. Остеохондроз шеи характеризуется внезапными «прострелами», при которых пациент испытывает резкую боль, ограничивающую движения, хруст при поворотах головы. Рассмотрим болевые симптомы остеохондроза шейного отдела позвоночника в зависимости от локализации поражения позвонков:

• 1 позвонок - боль и онемение затылка;
  • 2 позвонок - боль в затылке, неприятные ощущения в области темени;
  • 3 позвонок - боль в шее, возможно нарушение речи, чувствительности и иннервации языка;
  • 4 позвонок - снижение тонуса мышц шеи, головная боль, дискомфорт при дыхании, боли в плечах, лопатках, в области сердца, правого подреберья;
  • 5-6 позвонок - боль в плечах, предплечьях, лопатке, большом пальце кисти
  • 7 позвонок - боль в лопатке, кисти, 2-4 пальцах рук, возможна потеря чувствительности в этих областях.

При обширном остеохондрозе, затрагивающем несколько позвонков, симптомы могут перекликаться, затрудняя точную диагностику.

Головокружение при шейном остеохондрозе заслуживает отдельного внимания, потому что является основным признаком заболевания. Возникает оно  внезапно, бывает достаточно сильным.

Головная боль при шейном остеохондрозе может сопутствовать головокружению и не сниматься анальгетиками, т. к. является следствием сдавления позвоночных артерий. Мышечные боли при шейном остеохондрозе присутствуют не всегда, а вот головные боли могут быть постоянным симптомом.

Синдром позвоночной артерии при шейном остеохондрозе

Синдром позвоночной артерии при шейном остеохондрозе возникает на фоне компрессии позвоночных артерий и включают в себя множество проявлений:

• изматывающая головная боль, которая усиливается при повороте или наклоне головы
  • нарушения зрения: двоением, снижением остроты, ощущением рези  и сухости глаз, мельканием мушек.
  • недомогания по типу стенокардии, жаловаться на боль в груди, одышку, перепада артериального давления. Очень важно правильно и своевременно дифференцировать диагноз, т. к. стенокардия и синдромы при шейном остеохондрозе
  • лечатся не только разными медикаментами, но и разными специалистами.
  • кратковременные слуховые нарушения – внезапное появление шума или звона в ушах, сопряженные с кратковременным головокружением и потемнением в глазах.
  • возможна рвота и сопутствующие нарушения сознания. Чаще всего такие признаки провоцируют резкие наклоны или поворот головы.
  • мозговые нарушения, похожие на ишемического инсульт. Здесь, опять же, очень важна своевременная дифференцированная диагностика.

Лечение шейного остеохондроза

Лечение шейного остеохондроза позвоночника начинается только после подробного медицинского обследования. Диагностика проводится с помощью рентгена шеи, а так же современных методов – КТ или МРТ позвоночника. Если подтвердился диагноз шейный остеохондроз, лечение будет проводить врач-невролог. При начальных проявлениях болезни медикаментозные препараты могут назначаться только в период обострения, а основами терапии в период ремиссии является физиотерапия, массаж  и коррекция режима пациента.

Лечение остеохондроза шейного отдела позвоночника включает несколько обязательных аспектов:

• коррекции режима. Вы должны правильно организовывать свой ночной отдых, желательно пользоваться ортопедическими подушками.
  • исключение нагрузок. Если вы весь рабочий день проводите за офисным столом, каждые 2 часа находите несколько минут для разминки шеи, а также выполняйте упражнения для глаз.
  • медикаментозная терапия, прием препаратов, которые выписал врач. Еще раз настоятельно рекомендуем не пользоваться советами доморощенных лекарей.
  • физиотерапевтические процедуры. Направление на них вы получите у невролога, а детальную терапию назначит доктор – физиотерапевт. Не соблазняйтесь на посулы непрофессиональных массажистов. Помните, что шея – отдел очень ответственный. Если массаж или мануальные процедуры будет проводить непрофессионал, дело может кончиться осложнениями.

О том, как лечить остеохондроз в шейном отделе народными методами, написана масса литературы. Будьте осторожны, иные народные рецепты не выдерживают никакой критики. Любой способ народной терапии обсудите с врачом, прежде чем использовать. И будьте здоровы!