Подагра

Подагра - это системное заболевание, развивающееся из-за воспаления в местах отложения кристаллов моноурата натрия у людей с повышенным уровнем мочевой кислоты, обусловленным внешними (в основном, алкоголь и питание) или генетическими факторами.

Что значит системное?

То есть поражающими не только отдельные органы или части тела (например, суставы), но и другие системы организма – сердечно-сосудистую, мочевыделительную и т.д.

Что такое моноурат натрия?

Это соль мочевой кислоты, из-за повышенного образования которого и возникает воспаление в суставах

Подагра характеризуется образованием тофусов – крупных скоплений солей мочевой кислоты под кожей, в костях, в почках, суставах и т.д

На сегодняшний день в России страдают многие сотни тысяч людей. Но не все пациенты сразу же обращаются за помощью к врачам, не относятся со всей серьёзностью к своему заболеванию, даже если и обращаются, то не к ревматологам, занимающимся данной патологией, а к хирургам, травматологам, что не позволяет вовремя поставить правильный диагноз и контролировать лечение. Отсюда возникают тяжёлые осложнения подагры, прогрессия заболевания, смертельные случаи.

Даже если пациент все-таки обращается к ревматологу, не всегда удаётся обеспечить хороший контроль заболевания из-за недостаточной осведомленности пациентов о своём заболевании, о необходимости соблюдать определенный образ жизни, правильно контролировать принимаемые препараты. Во время и после приема у пациентов возникает много вопросов, на которые они не всегда могут найти ответы без помощи специалиста.

Почему возникает?

Единственная причина развития подагры – высокий уровень мочевой кислоты, что в свою очередь, обусловлено двумя причинами – нарушение выведения почками или повышенное образование в организме. К факторам, повышающим уровень мочевой кислоты, относят – ожирение, повышенное артериальное давление, потребление продуктов, богатых пуринами (мясо, морепродукты, алкоголь), сладкие напитки (кола).

Как проявляется?

Основным симптомом подагры является резко возникшая сильная боль и припухлость в суставах, другими словами, развитие артрита. Боль бывает либо в одном суставе (чаще всего в 1 пальце стопы) или нескольких суставах чаще нижних конечностей, с резким нарастанием (в течение 12-24 ч), нестерпимая, сопровождается припухающем суставов с покраснением, постоянная, малейшее движение или касание сустава приводит к значительному усилению боли. Такие приступы длятся несколько дней, боль настолько невыносимая, что без лекарств сложно обойтись.

При отсутствии лечения все больше суставов вовлекаются в патологический процесс, приступы становятся все более интенсивными, длительными, подагра переходит в хроническую форму. Могут формироваться тофусы – крупные отложения солей мочевой кислоты в органах и тканях (в области ушных раковин, суставов стоп, локтевых суставах, в почках, желудке, сердечной мышце и т.д.)

Как подтвердить диагноз?

При остро возникшем случае артрита всегда необходимо исключить подагру.

Для этого необходимо:

• Определение уровня мочевой кислоты в крови (однако во время приступа острого артрита уровень мочевой кислоты может быть нормальным, исследование нужно повторять через некоторое время). Также рекомендуется определение уровня креатинина (для оценки работы почек) и АЛТ, АСТ (для оценки работы печени) – эти показатели нужно знать к моменту назначения лечения.
  • Выявление кристаллов мочевой кислоты в суставной (синовиальной) жидкости или в содержимом тофуса при помощи поляризационного микроскопа. Это самый точный метод подтверждения диагноза подагры, однако отрицательный результат анализ не снимает диагноз подагры.

Что же из себя представляет «золотой стандарт» диагностики подагры?

Эвакуация (забор) суставной жидкости и поиск кристаллов в жидкости на специальном микроскопе.

Из какого сустава берется жидкость?

Лучше всего брать жидкость из воспалённого сустава (больший шанс обнаружить кристаллы), однако кристаллы мочевой кислоты теоретически могут определяться в любом, даже в невоспаленном суставе.

Как осуществляется забор суставной жидкости?

Процедура забора суставной жидкости проводится нашим специально обученным врачом-ревматологом в стерильных условиях (процедурный кабинет), с помощью шприца (2, 5 или 10 мл в зависимости от размера сустава) эвакуируется суставная жидкость, объем которого зависит от состояния сустава, с последующим просмотром этой жидкости на поляризационном микроскопе.

Сколько нужно суставной жидкости для постановки диагноза?

Для выявления кристаллов достаточно небольшого объема жидкости (даже меньше 1 мл).

Это болезненная процедура?

Пациенты, у которых нам уже довелось взять суставную жидкость, описывают болевые ощущение, как «не больнее, чем забор крови из вены», «после всего, что я пережил, эта процедура кажется укосом комара» и т., поэтому процедура не требует обезболивания.

Как долго длится забор суставной жидкости?

Продолжительность забора суставной жидкости индивидуальная, но не больше 30 минут. Поиск кристаллов занимает так же не более 30 минут.

Какой период реабилитации и ограничений?

После манипуляции пациентам рекомендуется сутки воздержаться от душа и физических упражнений, больше ограничений нет.

• УЗИ суставов позволяет увидеть отложение солей мочевой кислоты в мягких тканях, хрящах, суставах, разрушение или воспаление сустава.
  • Рентгенография суставов – информативен на поздних сроках подагры (через 7-10 лет от начала болезни). Также позволяет определить наличие скоплений мочевой кислоты, поражение хряща, кости.
  • КТ, МРТ суставов. Чаще требуется для исключения других заболеваний.

Как лечить подагру?

Лечение подагры состоит из 3 этапов:

• Купирование острого приступа
  • Подбор терапии, снижающей уровень мочевой кислоты, и доз соответствующих препаратов
  • Профилактический приём противовоспалительной Терапии для предотвращения обострений подагры

Решение о выборе препарата необходимо производить только совместно с врачом-ревматологом с учетом всех сопутствующих заболеваний и других принимаемых препаратов.

Основная цель лечения – снижение и поддержания уровня мочевой кислоты до 360 мкмоль/л, предотвращение приступов острого артрита, профилактика осложнений подагры.

Отдельное место в лечении подагры занимает диета.

Основные принципы диетических рекомендаций:

• Ограничение продуктов, содержащих большое количество пуринов (мясные и рыбные продукты, бобовые, щавель, томаты)
  • Ограничение приёма алкоголя
  • Увеличение объема выпиваемой жидкости (до 2-3 л в день – клюквенный морс, щелочные Минеральные Воды) при отсутствии противопоказаний
  • Исключение сладких газированных напитков
  • При сочетании подагры и ожирения – уменьшение калоража пищи и нормализация веса

В комплексе с медикаментозной терапии лечебная физкультура доказала свое положительное действие не только на суставы, но и на всю костно-мышечную систему, а также на снижение уровня мочевой кислоты в организме. Упражнения желательно начинать осваивать под руководством инструктора ЛФК, затем стараться регулярно их выполнять. Особое внимание следует уделить пациентам с заболеваниями сердца или др. – здесь консультация терапевта и инструктора ЛФК является обязательной.