Ревматоидный артрит

Ревматоидный артрит – заболевание хронического характера, которое комплексно охватывает организм и проявляется воспалением соединительных тканей. Для ученых источник болезни по-прежнему туманный, но исследования показали, что эта разновидность артрита спровоцирована функциональными сбоями в иммунной системе. Вследствие воздействия определенных факторов (инфекционных заболеваний, стрессов, резких перепадов температур и других причин) она начинает синтезировать антитела, направленные на собственные клетки и, соответственно, бороться с ними как с вредоносными инородными элементами. Таким образом, возникает очаг воспаления, со временем приобретающий острую болезненную форму.

Как показывает многолетняя статистика, на мир приходится около 5% пациентов с этим диагнозом. Большая их часть – женщины, имеющие повышенную вероятность столкнуться с подобным диагнозом после 30 лет. Важную роль в возможном его появлении играет изначальная генетическая предрасположенность к аутоиммунным проблемам. Начало заболевания отследить трудно – первое время человек придерживается привычного образа жизни, пока первые вспышки боли в суставах не затрудняют выполнение обыденных процессов.

Симптомы ревматоидного артрита:

• полиартрит;
  • симметричность поражения (например, голеностопные суставы обеих ног);
  • зажатость суставов ночью или в первой половине дня около часа;
  • общая слабость, потеря веса, нарушения сна;
  • ревматоидные узелки у локтя.

При своей запущенности пускает корни в периферическую нервную систему, сосуды, сердце и остальные органы. Первоначальные признаки напоминают артроз и ревматизм, но основные отличия от них – боль и отеки сохраняются годами, а нагрузка значительно увеличивает их.

Виды ревматоидного артрита

Хотя болезнь чаще отмечена у пожилого сегмента населения, ревматоидный артрит бывает и у детей. Его называют ювенальным. Распространенность невысокая – до 1% среди детей до 16 лет. В зоне риска – крупные и средние суставы, шейный отдел позвоночника, челюстно-височные соединительные ткани. Отмечается задержка роста, снижение качества зрения, сыпь, боли во внутренних органах, лихорадочные состояния.

Серопозитивный ревматоидный артрит удел старшей возрастной группы, и основной ареал – мелкие суставы. Со временем заболевание начинает касаться других систем органов пациента. Характерна отечность и увеличение в объеме суставов, их скованность. Наблюдают чрезмерная потливость, усталость, на поздних стадиях различные деформации (к примеру, плоскостопие).

Диагностика

Ввиду схожести симптоматики без консультации врача и анализов не обойтись. После осмотра ревматологом предлагают пройти биохимический и иммунологический анализы крови. Степень тяжести поражения выявляется рентгеном, артроскопией и компьютерной томографией. Не исключено, что потребуется взять пробу суставной жидкости для подведения окончательных итогов.

Как лечат ревматоидный артрит?

Чем раньше человек обращается за помощью, тем благоприятнее прогнозы. Разные стадии требуют соответствующего лечения. Назначают медикаменты базовой терапии, рекомендуют сочетать их с физиотерапией (например, электрофорез, УВЧ). Не стоит забывать о профилактической гимнастике. Упражнения и их интенсивность должны быть предварительно согласованы с доктором. К вышеупомянутым методам добавляют и ограниченный рацион питания, куда не входят спиртные напитки, острое, жареное и копченое, что катализирует воспалительные процессы. От любых прививок кроме МАНТУ лучше отказаться. В качестве дополнительных мер – избегание солнечных ударов, переохлаждения и бережное отношение к организму во время вирусных вспышек.